Положение

Положение о ТК 358 "Акустика"

1. Назначение и сфера деятельности

Комитет организует и ведет работы по государственной и международной стандартизации в области акустики. В своей деятельности ТК руководствуется приказом Госстандарта России № 103 от 23.03.2000 г., ГОСТ Р 1.1-2005 "Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности" и настоящим положением.

В области национальной стандартизации ТК организует и осуществляет стандартизацию в области акустики, включающую методы измерения акустических явлений, их зарождение, передачу и прием, и все аспекты, касающиеся человека и  окружающей  его среды, в том числе:

  • стандартизацию в области шума во всех аспектах, включающую методы измерения шума, исследований процессов возбуждения в различных источниках шума, распространения шума в окружающей среде и воздействия шума на человека;
  • стандартизацию в области строительной акустики, включающую архитектурную акустику, акустические свойства строительных материалов и конструкций из них и распространение звука по сооружениям.

ТК осуществляет разработку программ и ежегодных проектов планов стандартизации по своей тематике.

В области международной стандартизации ТК является постоянно действующим национальным рабочим органом в ИСО/ТК 43 «Акустика». ТК готовит предложения по позиции России при обсуждении и голосовании по проектам стандартов ИСО/ТК 43 и стандартов по шуму других международных ТК (по согласованию с соответствующими национальными ТК), участвует в разработке международных стандартов, формирует делегации России для участия в заседаниях ИСО/ТК 43.

ТК взаимодействует с органами роспотребнадзора, технического надзора и региональными центрами Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (далее Ростехрегулирование) по проверке выполнения требований стандартов по шуму; с предприятиями, с испытательными центрами, органами по сертификации в части оказания методической помощи по правильному применению стандартов, ведет пропаганду и консультационную деятельность по вопросам, относящимся к своей компетенции.
Во всех областях жизнедеятельности человек соприкасается со звуковыми, инфра- и ультразвуковыми колебаниями. Имеется положительный аспект звуковых колебаний, например, в области связи, культуры, технологии, медицине и навигации. Однако имеется и негативное воздействие звука, связанное с движением транспорта, промышленным производством, спортом, где звук может превратиться в шум. Шум раздражает и досаждает человеку. Длительное воздействие интенсивного шума может привести к физиологическим и психологическим расстройствам и потере слуха.

Стандартизация в области акустики в основном имеет дело с негативными аспектами инфразвука и звука. Ее основными объектами являются – методы измерения шума с целью получения информации для разработки средств и мер по снижению шума и методы измерения воздействия на слух для использования  с целью диагностики и терапевтического лечения слуха.

Однако стандартизация в области акустики также касается и положительных аспектов звука, инфра- и ультразвука, где требуется создание методов измерения свойств материалов, которые оказывают влияние на звуковые поля в помещениях, методов определения акустического качества помещений, средств борьбы с шумом, нормирование характеристик приборов для контроля качества продукции и медицинской диагностики органов человека и т.д.

Основными областями действия акустических стандартов, включая шум, являются:
а) промышленность;
б) транспорт;
в) исследования;
г) измерительные методы и разработка ограничений (требований);
д) здоровье и техника безопасности;
е) аудиология;
ж)  оценка акустического качества связи;
з) отношения поставщика и потребителя;
и) испытательные лаборатории и центры.

При стандартизации в этих областях следует соответственно:
а) установить связь между методами испытаний характеристик изделий, а также средств и материалов, используемых для уменьшения шума в промышленности, с предъявляемыми требованиями и ожиданиями потребителя с целью использования полученных результатов при проектировании нового изделия и заявлении  шумовых характеристик. Важно обеспечить соответствие характеристик шумоизмерительной аппаратуры требованиям к методам испытаний на шум;
б) создать предпосылки для уменьшения шума и обеспечения защиты от шума как снаружи, так и внутри транспортных средств, на рабочем месте и в местах нахождения людей с целью улучшения качества жизни. Стандартизация в акустике может обеспечить все аспекты измерения и дать руководящие указания по  уменьшению шума;
в) разработать общие требования, позволяющие создавать методы измерения шума конкретных машин, проводить  исследования в области шума. В большинстве случаев использование стандартов обеспечивает наиболее удобный путь сотрудничества и увязывания результатов исследовательских работ с практическими интересами заинтересованных сторон;
г) совместным изучением основополагающих методов измерения и ограничений, накладываемых машинами конкретного вида на применимость методов, создать основу для разработки стандартов по методам испытаний машин конкретного вида  на шум и использовать их для оценки качества проектирования малошумных машин;
д) создать организационные и технические предпосылки для предотвращения потери слуха, что является в настоящее время наиболее распространенной профессиональной болезнью. Снижение шума на рабочем месте, защита слуха и программа по сохранению слуха являются основной деятельностью по защите от этой болезни и уменьшению компенсационных выплат;
е) разработать методы определения нормального слуха и определения основных функций слуха, а также  метод определения воздействия шума на человека и разработать  программы по сохранению слуха;
ж)  создать стандарты, например, в области телекоммуникации, радио, телевидения и студий звукозаписи, передачи акустических предупреждающих сигналов;
з) создать стандартизованные методы испытания на шум и установить требования, обеспечивающие удобный способ регулирования  отношений между поставщиками и потребителями;
и) обеспечить стандартизованными методами измерения шума, звукоизоляции, звукопоглощения и свойств акустических материалов при известных погрешностях испытательных лабораторий и центров.

Идеология и ответственность

В основе стандартизации должно быть не установление норм шума,  а стандартизация методов измерения, чтобы результаты измерения шума являлись бы сопоставимыми.

ТК 358 является ответственным за методы измерения и оценки шума, излучаемого различными источниками, а также методов определения и оценки воздействия шума на человека. С другими техническими комитетами и организациями, имеющими дело с проблемами безопасности труда, измерительной акустики и т.д. ТК устанавливает непосредственный контакт, чтобы  разрабатываемые стандарты были согласованными и взаимоприемлемыми.

Области работы ТК (между упомянутыми ниже областями нет строгих границ)

ТК 358 руководствуется результатами международной стандартизации в акустике в рамках ИСО/ТК 43 "Акустика", который характеризует стандартизацию следующим образом:

Расширяющиеся области работы

  • Применение основополагающих стандартов по шуму для подготовки  стандартов по испытаниям на шум машин конкретного вида при сотрудничестве с другими ТК;
  • Излучение шума, методы его измерения, рекомендуемые методы по уменьшению шума машин и механизмов;
  • Шум в окружающей среде. Измерения и оценка;
  • Измерения в строительной акустике в испытательном помещении или акустической камере и акустические свойства здания;
  • Метод быстрого испытания для оценки звукоизоляции;
  • Методы расчетной оценки акустического совершенства зданий.

Завершенные области работы

  • Акустические величины, единицы и эталонные величины;
  • Основополагающие стандарты для измерения степени звукоизоляции;
  • Основополагающие стандарты для измерения акустических свойств помещения;
  • Основополагающие стандарты для измерения акустических свойств строительных конструкций.

Области, близкие к завершению

  • Основополагающие стандарты для измерения уровня слышимости и разработка средств защиты слуха;
  • Основополагающие стандарты по аудиометрии;
  • Основополагающие стандарты по измерению, описанию, представлению результатов измерения шума машин, механизмов и оборудования;
  • Измерение шума от  оборудования и систем, устанавливаемых  в зданиях (вентиляция, сантехнические системы и т.д.).

Области, находящиеся на стадии исследований

  • Транспортный шум внутри и снаружи;
  • Средства уменьшения шума;
  • Распространение звука внутри и снаружи помещений;
  • Методы оценки сложных звуковых полей, распространяющихся в помещениях и по конструкциям.

Области, нуждающиеся в продолжении исследований

  • Структурный шум;
  • Методы измерения и оценки окружающего шума;
  • Методы измерения и оценки характеристик человеческого слуха;
  • Измерение и оценка импульсного шума;
  • Измерение шума на железнодорожном транспорте;
  • Звуковое качество систем связи;
  • Оценка комфорта по шуму транспортных средств (дороги, железные дороги, воздушные и водные транспортные средства);
  • Низкочастотная звукоизоляция;
  • Активное подавление шума.

Потенциальные возможности для стандартизации

  • Речь и голосовая связь с компьютерами;
  • Автоматическое распознавание речи;
  • Методы прогнозирования уровней шума;
  • Новые методы испытаний на шум, новая шумоизмерительная аппаратура, изготовленная на основе возможных современных технологий.

Приоритетные области по шуму

1) Применение основополагающих стандартов в разработке  стандартов по испытаниям  на шум видов машин.
2) Внешний шум.
3) Транспортный шум.
4) Прогнозирование шума.

Приоритетные области в строительной акустике

1) Дополнения в существующие стандарты, касающиеся современных методов измерения.
2) Упрощенные методы измерения.
3) Специальные строительные акустические ситуации.

2. Структура

Комитет образован на базе Научно-исследовательского центра контроля и диагностики технических систем (НИЦ КД) как НИИ Ростехрегулирования по стандартизации в области шума. Комитет возглавляется председателем, назначаемым Ростехрегулированием по представлению НИЦ КД. Для ведения организационной и технической работы Ростехрегулирование назначает ответственного секретаря из числа сотрудников НИЦ КД. Председатель ТК в случае необходимости назначает своего заместителя.

ТК имеет следующие подкомитеты:

  • ПК 1 "Шум";
  • ПК 2 "Строительная акустика".

По мере необходимости решением председателя ТК могут быть образованы другие подкомитеты.

ПК1 "Шум" финансируется из средств Ростехрегулирования либо из средств организаций, заинтересованных в разработке и выпуске соответствующего стандарта.

ПК2 "Строительная акустика" возглавляется сотрудником Научно-исследовательского института строительной физики (НИИСФ) или по его выбору, финансируется и ведет свою работу самостоятельно, представляя в секретариат ТК информацию о своей работе для написания годового отчета.

По усмотрению председателя подкомитета в нем могут быть созданы постоянные или временные рабочие группы для выполнения отдельных видов работ.

3. Организация работы

3.1. Комитет действует на основании разрабатываемых им программ и планов.

3.2. Если заказчиком работы является Ростехрегулирование, то оно осуществляет ее финансирование через НИЦ КД или другую доверенную организацию. Доверенная организация выполняет функции заказчика при заключении договоров с рабочими группами как ВТК и несет юридическую ответственность за расходование государственных средств и результативность работы. Финансирование открывается после включения тематики комитета в план государственной стандартизации.

Финансирование могут осуществлять организации-члены ТК или их министерства и ведомства, а также другие заказчики.

3.3. Методическое руководство комитетом и координацию его деятельности осуществляет Научно-техническое управление Ростехрегулирования (НТУ). С этой целью им в состав ТК может вводиться представитель НТУ или по его поручению функцию представителя НТУ может выполнять один из высших руководителей НИЦ КД.

3.4. Членами ТК являются организации, утвержденные приказом Ростехрегулирования о создании ТК. Состав членов ТК может быть дополнен или изменен другим образом председателем ТК в процессе работы ТК. Член ТК выделяет своего постоянного полномочного представителя и необходимое число экспертов для практической работы в ТК.

Из экспертов образуются рабочие группы (РГ) для разработки конкретных стандартов.

3.5. Председатели ПК назначаются председателем комитета из числа полномочных представителей членов ТК по согласованию с соответствующим членом ТК.

3.6. Полномочные представители членов ТК, обнаружившие свою неработоспособность, подлежат замене членом ТК по обращению к нему председателя. Инициатором такого обращения может быть председатель ТК, председатель ПК или ответственный секретарь ТК.

3.7. Председатель ПК, обнаруживший свою неработоспособность, подлежит замене по решению председателя ТК, в том числе по личной просьбе или по обращению членов ТК к председателю ТК.

Назначение нового председателя ПК должно производиться после объяснения председателем ТК причин этого на заседании ТК или в письменной форме.

3.8. Председатель ТК может быть сменен Ростехрегулированием после четырехлетнего периода его работы, а также в более ранний срок, если проводимая им политика по заключению НИЦ КД не соответствует принципам ГСС и приоритетам Ростехрегулирования.

3.9. Планы и программы ТК принимаются им на основе директивных указаний Ростехрегулирования, предложений членов ТК и его руководства.

Планы ПК вырабатываются их председателями и представляются в секретариат в сроки, определяемые указаниями Ростехрегулирования по составлению планов государственной стандартизации. Секретариат формирует план работы ТК, осуществляя редактирование предложений ПК на предмет их гармонизации, соответствия требованиям ГСС, увязки сроков, проверки достаточности  финансирования и т.д. Каждая тема плана, представляемая в секретариат, должна содержать краткое обоснование, раскрывающее ее актуальность, основополагающие идеи и основное содержание, исходные данные для разработки, объяснение потребного объема финансирования, состав исполнителей с подтверждением их согласия выполнить работу.

3.10. Работа по темам плана организуется председателями ПК и ответственным секретарем. Основная организационная форма - временная РГ. Руководителя РГ выбирает и назначает из числа ее членов председатель ПК в согласии с ответственным секретарем и руководителем соответствующей организации-члена ТК. Численность РГ не ограничивается. В состав РГ при ее организации или на любой стадии ее работы включаются эксперты от любого заинтересованного члена ТК, но не более двух по письменному заявлению организации-члена ТК, направленному в секретариат. Члены ТК информируются об организации РГ или об изменении ее состава ответственным секретарем письменно или устно (на заседании ТК).  Работа РГ над документом считается законченной по достижению полного консенсуса между членами РГ.

Роспуск временной РГ происходит автоматически по утверждению разработанного ею документа. Решение о роспуске РГ, обнаружившей свою неработоспособность, принимается председателем ПК или по представлению ответственного секретаря.

Критериями неработоспособности являются:

  • необоснованное непредставление проекта в установленные сроки;
  • неприведение проекта в соответствие с ГСС по представленным НИЦ КД как НИИ Ростехрегулирования замечаниями;
  • необоснованное отклонение или нерассмотрение замечаний и предложений членов ТК и других организаций, участвующих в обсуждении и согласовании проекта;
  • неспособность к достижению консенсуса в рабочей группе;
  • прекращение работы по неуважительным причинам.

Оплата работы членов РГ, если она предусмотрена, осуществляется доверенной организацией Ростехрегулирования или другими заказчиками на основе трудовых соглашений или договора с РГ как с ВТК.

Выполнение тем плана может производиться также и организациями - членами ТК или другими.

3.11. Размножение и рассылка проектов документов на отзыв производится секретариатом комитета или соответствующим ПК по договоренности между ними.

3.12. Переписка ТК или ПК ведется ими на собственных бланках, в том числе с международными организациями. Председатель ТК, председатель ПК могут иметь персональный бланк, изготовляемый ими самостоятельно.

3.13. При подготовке заключений на проекты международных стандартов секретариат рассылает их заинтересованным членам ТК на языке оригинала. При наличии возможности секретариатом может быть сделан перевод проекта на русский язык. Заключения экспертов по проекту обобщаются секретариатом и представляются в Ростехрегулирование как предложения по позиции России для голосования. В случае представления проекта международного стандарта не для голосования по нему, а на отзыв последний может направляться в международную организацию, минуя Ростехрегулирование, непосредственно ПК или секретариатом ТК.

3.14. При проведении работ по государственной и межгосударственной стандартизации проекты документов рассылаются на отзыв заинтересованным членам ТК, которые подготавливают свой отзыв бесплатно. Перед представлением окончательной редакции проекта документа членам ТК на голосование секретариат ТК обеспечивает его экспертизу в НИЦ КД и при необходимости направляет проект разработчику для устранения замечаний НИЦ КД как НИИ Ростехрегулирования. Доработка, включая и научно-техническое редактирование, может быть выполнена секретариатом, если заключение экспертизы не затрагивает концептуальных положений проекта. Доработанный секретариатом проект подлежит согласованию с его разработчиком и НИЦ КД.

Вынесение на голосование проекта, не доработанного по замечаниям и предложениям НИИ Ростехрегулирования, не допускается.

При наличии разногласий среди членов ТК по проекту стандарта секретариат организует согласительное совещание по рассмотрению и снятию разногласий.

При наличии разногласий с НИИ Ростехрегулирования они рассматриваются в Ростехрегулировании в установленном порядке.

3.15. Комитет проводит ежегодно два заседания (весеннее и осеннее) для обсуждения планов и итогов работы.

3.16 Решения ТК или ПК по проектам документов принимаются на основе голосования по переписке или на заседании, но с учетом результатов голосования по переписке, если полномочный представитель члена ТК не смог принять участие в заседании.

Член ТК включается секретариатом ТК (ПК) в состав заинтересованных членов на любом этапе разработки проекта до момента проведения голосования по нему. Для этого он направляет письменное заявление в секретариат ТК (ПК) с указанием причин возникшей заинтересованности в разрабатываемом документе.

3.17. В феврале текущего года секретариат комитета подготавливает отчет о деятельности ТК за предшествующий год и направляет его в Ростехрегулирование и членам ТК.

3.18. В целях информации научно-технической общественности о деятельности ТК секретариат организует подготовку публикаций в научно-технических журналах, по возможности ведет учет применяемости разработанных стандартов.

4. Права и обязанности  руководителей и членов ТК

4.1. Председатель ТК несет ответственность за работу комитета, представляет комитет во всех государственных и общественных организациях.

Председатель назначает (утверждает) председателей ПК. Он осуществляет научное и концептуальное руководство деятельностью комитета, решает принципиальные вопросы организации работ, в том числе принимает участие в решении вопросов финансирования работ ТК. Ведет переписку на своем бланке.

Председатель действует в согласии с НИЦ КД и в случае, если он не является сотрудником НИЦ КД, подотчетен ему в принципиальных вопросах организации и развития стандартизации. С этой целью по приглашению научно-технического совета НИЦ КД он может выносить на него обсуждение актуальных вопросов деятельности ТК для совместного решения их в вышестоящих организациях.

Председатель может давать поручения ответственному секретарю, но не вправе вмешиваться в его прерогативы.

4.2. Обязанности и права своего заместителя устанавливает председатель ТК при его назначении.

4.3. Ответственный секретарь ТК, секретарь ПК:

  • руководит секретариатом комитета;
  • несет ответственность за организацию работы комитета в соответствии с требованиями ГСС, директивных указаний Ростехрегулирования;
  • несет ответственность за обоснованность сроков и объемов финансирования;
  • несет ответственность за разработку планов и программ работы комитета;
  • несет ответственность за выполнение обязательств России в ИСО/ТК 43 "Акустика";
  • несет ответственность за экспертизу, научно-техническое и литературное редактирование проектов, подготовленных комитетом;
  • организует заседания ТК, подготавливает отчеты ТК;
  • организует пропаганду работы ТК;
  • осуществляет контроль за сроками исполнения, ведет картотеку выполненных работ каждым экспертом комитета;
  • организует привлечение экспертов для оказания помощи комитету;
  • ведает оплатой труда экспертов;
  • по согласованию с председателем ПК распускает РГ, обнаружившие свою неработоспособность;
  • согласовывает кандидатуру руководителя РГ;
  • может в обоснованных случаях представлять председателю ТК предложения по смене полномочных представителей членов ТК, обнаруживших свою неработоспособность;
  • ведет переписку на бланке ТК.

По поручению председателя представляет ТК в государственных и общественных организациях.

4.4. Председатель ПК:

  • несет ответственность за работу подкомитета;
  • представляет в секретариат предложения по плану работ;
  • организует РГ и распускает их;
  • представляет предложения председателю ТК по корректировке состава членов ПК;
  • организует выполнение поручений председателя ТК;
  • организует заседания ПК, если они им проводятся в сроки, не совпадающие с заседаниями комитета;
  • осуществляет взаимодействие с другими ТК по вопросам, затрагивающим тематику ПК;
  • ведет переписку на своем бланке.

4.5.  Член ТК посредством своего полномочного представителя:

  • участвует в разработке проектов комитета в составе РГ или представляет в нее сотрудников своей организации и несет ответственность за их работу;
  • организует в своей организации подготовку отзывов по направленным в нее проектам отечественных и международных стандартов;
  • голосует по проектам документов на заседании комитета (подкомитета);
  • по поручению своего руководства ведет переписку с секретариатом ТК и подписывает отзывы от лица своей организации;
  • представляет предложения по планам работ комитета с соответствующим обоснованием;
  • выполняет по договоренности поручения руководства ТК и председателя ПК. 
Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.