Бизнес-план

 ТК 142 "Технологический инжиниринг и проектирование"

(проект, 10.10.2016 г.)

Пояснительная записка к бизнес-плану

Введение

Разработка бизнес-плана осуществлена в соответствии с Решением заседания ТК 142 от 12 октября 2016 г. При разработке использованы материалы предприятий-членов ТК 142.

1 Место ТК 142 в национальной, межгосударственной и международной стандартизации, основные задачи и область деятельности

1.1 Задачи и область деятельности

В 2014-2016 гг. был разработан комплекс документов в рамках реализации п. 9 Плана мероприятий, направленных на разработку стандартов, нормативов, правил в области инжиниринга (приказ Минпромторга России от 09.04.2014 г. № 653). При этом в Пояснительной записке к разрабатываемым документам было указано, что ряд актуальных направлений деятельности в области инжиниринга на тот момент не был в достаточной степени подготовлен к стандартизации из-за недостатка накопленной информации и отсутствие типовых общепризнанных технологических решений. Общей задачей созданного в соответствии с Приказом Росстандарта № 1261 от 06.09.2016 г. технического комитета по стандартизации ТК 142 «Технологический инжиниринг и проектирование» является устранение указанного пробела и дальнейшее развитие комплекса документов в области инжиниринга, призванных

-        обеспечить условия интеграции отечественного и международного рынка инжиниринговых услуг путем устранения технических барьеров в проектировании и строительстве;

-         создать максимально благоприятные условия на отечественном рынке инжиниринговых услуг  путем разработки стандартов с учетом гармонизации интересов всех заинтересованных сторон и ведения фонда этих стандартов;

-        способствовать экономии ресурсов за счет унификации и оптимизации технологических и проектных решений объектов производственного назначения и транспортной инфраструктуры;

-        защитить интересы отечественной инженерной школы и инжиниринговых компаний на международном рынке посредством участия в международной стандартизации.

Данные задачи, а также текущая и долгосрочная политика Росстандарта определяют программу работ технического комитета ТК 142.

1.2 Политика Росстандарта и формирование приоритетов

Политика Росстандарта в области стандартизации зависит от приоритетных направлений политики Правительства и может претерпевать изменения в течение определенного периода времени. Однако ряд тенденций сохраняется уже длительное время, и можно ожидать сохранения векторов движения. Такими тенденциями являются стремление к гармонизации отечественных стандартов с международными и региональными (европейскими). Эти тенденции органично вытекают из поставленных Правительством России задач более полной интеграции с мировым и европейским сообществом.

Дополнительным вызовом является вывод национальных стандартов на международный уровень через разработку отдельных международных стандартов или формирования новых областей международной стандартизации в сфере деятельности ТК 142.

Готовящиеся изменения в Градостроительном Кодексе в части внесения термина «технологическое проектирование», обширная работа по узакониванию предпроектных работ ведет к повышению внимания к стандартизации процессов технологического инжиниринга как в области технического/технологического аудита так и в области технологического проектирования.

1.3 Взаимодействие с другими отечественными техническими комитетами по стандартизации

Технология не существует изолированно, сама по себе. Она всегда связана с остальными системами объекта промышленности и транспортной инфраструктуры. Технологический инжиниринг является смежным для таких областей стандартизации объектов промышленности и транспортной инфраструктуры как: управление, маркетинг, информационное обеспечение, кадровое обеспечение, логистика.

Основными техническими комитетами, с которыми взаимодействует ТК 142, являются:

-        ТК 65 «Разработка и постановка продукции на производство»;

-        ТК 100 «Стратегический и инновационный менеджмент»»;

-        ТК 210 «Технологическое обеспечение создания изделий»;

-        ТК 465 «Строительство».

1.4 Международные комитеты по стандартизации

Частично направления деятельности ТК 142 перекрываются с областями деятельности следующих международных (европейских) технических комитетов:

-        ISO/TC 59/SC 18 «Строительные закупки»

-        ISO/TC 267 «Технический менеджмент»

-        CEN/TC 350 «Экологическое строительство»

-        International Federation of Consulting Engineers (FIDIC)

1.5 Другие направления деятельности

...

2 Деловая среда ТК 142

2.1 Общий анализ рынка

Члены ТК142 совместно с партнерскими организациями ведут работу по изменению градостроительного Кодекса, в части введения понятия «технологическое проектирование». Введение данного понятия позволит значительно поднять качество проектной документации для объектов промышленности и транспортной инфраструктуры. Стандартизация норм технологического проектирования позволит существенно снизить затраты на разработку и последующую реализацию технологических решений.

Возвращение в практику полноценных предпроектных исследований также потребует стандартизации всех процессов предпроектного цикла. Повышенный интерес государственных органов к качеству технологических решений во многом обусловлен тем, что несколько лет активного инвестирования в развитие промышленных предприятий не привел к ожидаемым результатам в области эффективности и повышения конкурентоспособности.

Основными факторами роста являются:

-        необходимость выполнения требований законодательства;

-        увеличение инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки;

-        повышение качества проектов нового строительства и реконструкции объектов промышленности и транспортной инфраструктуры.

Все известные мировые концепции повышения эффективности производств любого профиля являются оптимизационными – направлены на повышение эффективности уже существующих предприятий («Теория ограничений», «Бережливое производство» и пр.). В то время как проектирование технологии будущего производства осуществляется разработчиками и производителями оборудования, что в подавляющем большинстве случаев не является  оптимальным и выступает главным драйвером инвестиционных затрат компании-заказчика.

2.2 Основные направления деятельности

Область стандартизации, охватываемая ТК 142, включает следующие основные направления деятельности:

-        нормы технологического проектирования объектов промышленности и транспортной инфраструктуры;

-        предпроектные исследования;

-        технико-экономическое обоснование;

-        технический/технологический аудит;

-        логистика.

2.3 Финансирование работ по стандартизации

Разработка большинства проектов до настоящего времени финансировалась из бюджета Росстандарта. У данного финансирования есть вполне определенные ограничения, которые не позволяют в полном объеме решить задачу приближения фонда отечественных стандартов к международному. Поэтому естественной представляется политика финансировать из этих средств те разработки, которые, во-первых, отвечают приоритетным направлениям работ Госстандарта и, во-вторых, с малой вероятностью будут финансироваться какой-либо сторонней организацией.

Ведутся, в основном, проекты реконструкции и новых предприятий со 100% госучастием. Поскольку данные стандарты выполняют в большей степени не рыночную, а общественную функцию, их финансирование из средств Госбюджета представляется вполне оправданным.

В то же время можно выделить направления, в которых финансирование разработок стандартов могут осуществлять заинтересованные организации. До сих пор вложения в стандартизацию в области технологического проектирования осуществляли некоторые предприятия энергетической отрасли (ГАЗПРОМ). Однако с подъемом экономики страны можно также ожидать проявления активности в финансировании работ по стандартизации от предприятий оборонно-промышленного комплекса и предприятий связанных кооперацией с ОПК.

3 Практические результаты деятельности ТК 142

3.1 Выполнение требований законодательства в области технологического инжиниринга.

В российском законодательстве действуют требования к составу проектной документации установленные Постановлением Правительства РФ № 87 от 16 февраля 2008 г. В состав проектной документации объектов промышленности и транспортной инфраструктуры входит и подраздел «технологические решения», которые создаются на основании действующих норм технологического проектирования, которыми руководствуется Главгосэкспертиза. Отсутствие актуальных норм технологического проектирования не позволяет создавать современные экономически-эффективные объекты промышленности и транспортной инфраструктуры. В Советском Союзе именно наличие унифицированных технологических решений позволило быстро строить крупные промышленные предприятия и целые отрасли.

3.2 Устранение технических барьеров в проектировании, строительстве, пусконаладочных работах.

Вводя в разрабатываемые стандарты положения, соответствующие отечественному законодательству, ТК 142, с другой стороны, проводит политику пересмотра или отмены стандартов, разработанных до начала 90-х годов или уже в настоящее время другими техническими комитетами, которые излишне урегулируют отношения между сторонами. Установление единых способов построения технологических цепочек и взаимодействия со смежными системами промышленного объекта позволяет значительно снизить сроки проектирования и создания промышленных объектов, снизить инвестиционную емкость объектов, значительно повысить экономическую эффективность.

3.3 Экономия ресурсов

Разработка стандартов в области технологического проектирования позволяет существенно оптимизировать не только сроки и стоимость проектирования и строительства, но и оптимально расходовать энергетические, кадровые, финансовые ресурсы объектов промышленности и транспортной инфраструктуры в процессе эксплуатации.

3.4 Создание современной базы технологического инжиниринга

Разработка стандартов технологического инжиниринга позволит выйти на новые принципы нормирования технологического проектирования и нормоконтроля промышленных производств. До настоящего времени нормы технологического проектирования базируются на устаревшей понятийной и методической базе. Базовым понятием до сих считается «трудоемкость», которое в современных условиях не может выполнять свою функцию, так как само является производным от многих факторов.

Также в современных условиях необходимо разработать и учитывать в практике создания и реконструкции объектов промышленности требования принадлежности к технологическому укладу.

3.5 Влияние на другие области стандартизации

Требования к технологическим решениям объектов промышленности и транспортной инфраструктуры универсальны в части стыковки со смежными разделами проекта, со смежными системами создаваемого объекта. Стандарты в смежных областях (строительство, информационные системы, безопасность, логистика и пр.) и стандарты в области технологического инжиниринга должны быть гармонизированы и взаимоувязаны.

3.6 Повышение конкурентоспособности и качества изделий

Введение современных показателей технологической составляющей промышленных объектов позволит создавать объекты с высокой гибкостью производства. Это позволит создавать конкурентные производства, а значит и экономически эффективные бизнесы.

4 Представительство и участие в деятельности ТК 142

В настоящее время членами ТК 142 являются 24 организации, которые являются признанными лидерами в области технологического инжиниринга и проектирования.

В данный момент наибольшее число организаций заинтересовано в разработке стандартов в области технологического инжиниринга, технического/технологического аудита объектов промышленности и в меньшей степени – в разработке стандартов для объектов транспортной инфраструктуры. В ТК 142 входят, в частности, предприятия энергетического и газопромышленного комплексов, машиностроения, медицины.

В целом, имеющееся представительство позволяет получить достаточную экспертизу по разрабатываемым стандартам, поэтому необходимости в дополнительных мерах по привлечению организаций к участию в деятельности ТК 142 нет. Ожидается, что по мере изменения отечественного рынка технологического инжиниринга и проектирования и сопутствующей данному росту большей информированности его участников о деятельности в области стандартизации будет расти представительство и в ТК 142.

5 Факторы, влияющие на выполнение программы работ ТК 142

Существующая ограниченность финансирования, обусловленная уровнем развития отечественного рынка технологического инжиниринга и проектирования, принимается во внимание при формировании приоритетных направлений стандартизации и выборе тем, подаваемых в качестве предложений в Программу национальной стандартизации.

Другим решающим фактором может стать возможность выполнения НИОКР в области обоснования фундаментальных понятий и методик обоснования современных технологических решений.

6 Структура ТК 142

Ведение секретариата ТК 142 возложено на ОАО "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АО НИЦ КД), г. Нижний Новгород.

Председатель ТК 142 – Президент Национальной палаты инженеров, к.т.н, член рабочей группы Совета Федерации по вопросам развития законодательства РФ в сфере инженерной и инжиниринговой деятельности – И.В. Мещерин.

Ответственный секретарь ТК 142 – директор по стандартизации ОАО «Научно-Исследовательский Центр Контроля и Диагностики технических систем» - И.Р. Шайняк.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.