Положение

Положение о ТК 125 "Статистические методы в управлении качеством продукции"

1. Общие положения

1.1 Технический комитет по стандартизации ТК 125 (далее ТК 125) создан на базе АО «НИЦ КД» (приказ Госстандарта России № 54 от 11.02.99 г.).

ТК 125 создан для разработки национальных стандартов Российской Федерации, межгосударственных и международных стандартов и рекомендаций по стандартизации по применению статистических методов (СМ), а также проведения работ по национальной стандартизации разработки инструментария менеджмента качества и менеджмента риска.

1.2 Координацию работ по государственной и международной (региональной) стандартизации, проводимых ТК 125 осуществляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

1.3 Ведение секретариата ТК 125 возложено на Автономную некоммерческую организацию "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем " (АО НИЦ КД), г. Нижний Новгород.

1.4 ТК 125 является межгосударственным и представляет интересы России в МГС и ТК/ИСО 69 «Применение статистических методов".

2. Членство в ТК

2.1 Членами ТК 125 могут быть предприятия и организации любого статуса и любой формы собственности. Для работы в ТК (ПК) организации-члены ТК (ПК) выделяют высококвалифицированных специалистов в качестве постоянных полномочных представителей и обеспечивают им необходимые условия для выполнения возложенных на них задач.

Членами ТК 125 могут быть отдельные лица, высококвалифицированные специалисты промышленности, сферы услуг, ведущие ученые страны.

Постоянные полномочные представители организаций-членов ТК (ПК) выполняют возложенные на них задачи и функции непосредственно в своих организациях, а также на рабочих заседаниях ТК (ПК) и путем переписки.

2.2 Прием организации в члены ТК 125 осуществляется на основании ее письменного заявления с указанием полномочных представителей, которое должно быть направлено в адрес секретариата ТК 125.

2.3 Количество полномочных представителей от организации не должно превышать 3 человек. Полномочные представители, как правило, участвуют в заседаниях ТК, при этом каждая организация-член ТК 125 обладает одним голосом независимо от количества ее полномочных представителей. Документы, подготовленные секретариатом ТК 125, направляются в адрес полномочного представителя организации.

2.4 При замене своего полномочного представителя организация-член ТК 125 должна своевременно поставить об этом в известность секретариат ТК 125.

3. Структура ТК

3.1 В структуре ТК 125, при выявлении такой необходимости, могут быть созданы подкомитеты для проведения определенной части работ по отдельным направлениям в области стандартизации статистических методов контроля и управления качеством продукции

3.2 Решение об организации подкомитета принимается на заседании ТК 125. Там же принимается решение о пределах ответственности председателя подкомитета, а также целесообразности создания собственного секретариата подкомитета.

3.3 Для выполнения конкретных заданий по Плану государственной стандартизации в рамках ТК 125 могут быть образованы рабочие группы, включающие представителей организаций (в том числе и тех, кто не является членом ТК 125), заинтересованных в разработке конкретных стандартов.

3.4 Решение о создании рабочей группы может быть принято на заседании ТК 125 или руководителем темы Плана государственной стандартизации в рабочем порядке для организации разработки конкретного стандарта (группы стандартов).

4. Область деятельности ТК

4.1 ТК 125 организует и ведет работу по государственной, межгосударственной и международной стандартизации по следующим направлениям:

  • терминология и символы;
  • общая методология статистических методов;
  • планирование эксперимента;
  • определение точечных и интервальных оценок;
  • дисперсионный анализ;
  • временные ряды;
  • общие требования к статистическим методам (СМ) в национальных стандартах, технических условиях и стандартах предприятия;
  • требования к методам формирования выборок и проб;
  • контрольные карты;
  • статистическое управление процессами;
  • оценка возможностей процессов;
  • статистический приемочный контроль (СПК) по качественному и альтернативному признакам;
  • многоступенчатый, последовательный, непрерывный СПК;
  • СПК штучной и нештучной продукции;
  • статистические методы обработки результатов измерений;
  • методы оценки точности результатов измерений;
  • повторяемость и воспроизводимость результатов измерений;
  • неопределенность измерений;
  • анализ измерительных систем (MSA);
  • организационно-методические вопросы применения СМ;
  • применение СМ при сертификации продукции и в системах качества;
  • компьютерная поддержка СКА;
  • экономические вопросы применения СМ.

ТК 125 активно пропагандирует применение статистических методов в управлении качеством продукции как эффективного инструмента, позволяющего успешно решать задачи в разных областях деятельности:

  • в области производства – для обеспечения повышения качества и конкурентоспособности продукции;
  • в области потребления – для проверки соответствия качества продукции устАОвленным требованиям или договорным обязательствам;
  • в области международной торговли – для проверки соответствия качества поставляемых или приобретаемых партий продукции требованиям контрактов или сертификатов;
  • в вопросах Государственного надзора и инспекций по качеству – для принятия обоснованных решений о качестве изготавливаемой продукции органами госнадзора и органами сертификации;
  • в вопросах взаимодействия потребителей и поставщиков – для непрерывного совершенствования менеджмента качества.

4.2 В области национальной стандартизации ТК 125:

  • разрабатывает программы развития стандартизации в области статистических методов и годовые планы работ по стандартизации, с учетом предложений заинтересованных организаций и предприятий;
  • осуществляет разработку проектов национальных стандартов, правил и рекомендаций по стандартизации, пересматривает и подготавливает изменения в действующие нормативные документы в соответствии с требованиями государственной системы стандартизации;
  • оказывает научно-методическую помощь организациям, заинтересованным во внедрении данных документов, в виде разработки нормативных документов (стандартов отрасли и предприятия, руководств, правил, инструкций), методических документов (методик, рекомендаций);
  • проводит анализ состояния дел, прогноз развития;
  • осуществляет анализ внедрения и эффективности применения нормативных документов;
  • взаимодействует с ТК, осуществляющими работы по стандартизации в смежных областях деятельности.

4.3 В области межгосударственной и международной стандартизации ТК 125:

  • разрабатывает проекты и принимает участие в разработке межгосударственных стандартов в соответствии с требованиями межгосударственной системы стандартизации и Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации;
  • разрабатывает проекты или принимает участие в разработке международных стандартов и подготавливает предложения по закрепленной за ним тематике для включения в программы и планы работ технических оргАОв ИСО, МЭК и других международных организаций по стандартизации, членом которых является Россия.

5. Основные функции председателя и секретариата ТК

5.1 Председатель ТК 125 назначается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по представлению секретариата ТК 125 и АО "НИЦ КД" сроком на три года. В отсутствие предложений от секретариата ТК 125 и АО "НИЦ КД" об изменении кандидатуры председателя срок его полномочий продляется автоматически на следующий срок.

5.2 Председатель ТК 125:

  • осуществляет разработку общей технической политики ТК в соответствии с целями и задачами национальной, межгосударственной и международной стандартизации;
  • осуществляет общее руководство секретариатом ТК в выполнении его обязанностей;
  • проводит заседания ТК и гарантирует право каждому участнику заседания изложить свою точку зрения с тем, чтобы она получила адекватную оценку;
  • руководствуется в своей деятельности общенациональными интересами, отделяя себя от организации, которую он представляет.

5.3 Секретариат ТК 125:

  • обеспечивает ведение и своевременное обновление перечня организаций-членов ТК 125;
  • ведет фонд национальных и межгосударственных стандартов, закрепленных за ТК 125;
  • обеспечивает подготовку и проведение заседаний ТК 125;
  • обеспечивает подготовку Программ национальной, межгосударственной и международной стандартизации в области статистических методов и координацию работ по выполнению этих плАОв;
  • готовит и рассылает членам ТК 125 и другим заинтересованным организациям документы, связанные с деятельностью ТК, в том числе проекты национальных (межгосударственных) стандартов;
  • готовит документы и материалы о деятельности ТК для рассмотрения их в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии;
  • обеспечивает представление в соответствующие технические комитеты (подкомитеты) ИСО и МЭК предложений по разработке российскими специалистами международных стандартов в области вибрации и удара;
  • назначает российских экспертов для участия в рабочих группах международных организаций по стандартизации ИСО и МЭК;
  • направляет заинтересованным организациям проекты международных стандартов на отзыв и организует голосование от имени России по этим проектам;
  • обеспечивает проведение опроса среди организаций-членов ТК 125 по программе пересмотра стандартов ИСО;
  • организует делегации российских специалистов для участия в заседаниях ИСО/ТК69, его подкомитетов и рабочих групп;
  • готовит и представляет необходимые документы для автоматизированной информационной системы ЭКСПАС Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;
  • представляет ежегодные отчеты о деятельности ТК 125 в Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии.

5.4 Работой секретариата ТК 125 руководит ответственный секретарь. В отсутствии председателя ТК 125 ответственный секретарь выполняет его функции. Ответственный секретарь назначается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по представлению АО "НИЦ КД".

6. Проведение заседаний ТК

6.1 Заседания ТК 125 организует секретариат ТК.

6.2 Решение о созыве заседания ТК 125 принимает секретариат ТК, который составляет повестку заседания и рассылает извещения о нем всем членам ТК в срок не позднее 3 месяцев до начала заседания.

6.3 Организации-члены ТК 125, желающие принять участие в заседании, должны известить об этом секретариат ТК с указанием представителей организации, которые примут участие в заседании, не позднее, чем за 15 дней до начала его работы.

6.4 На заседании обсуждают результаты работы за предыдущий год, выполнение текущих Программ национальной и межгосударственной стандартизации, предложения новых тем в Программы национальной и межгосударственной стандартизации на будущий год, работу ТК в области международной стандартизации и другие вопросы.

6.5 Решения ТК 125 по проектам стандартов принимают на основе консенсуса.

6.6 Все решения заседания ТК 125 оформляют протоколом, который рассылает секретариат ТК организациям-членам ТК 125.

7. Правила выполнения работ по стандартизации

7.1 ТК 125 проводит работы по стандартизации в области стандартизации статистических методов контроля и управления качеством продукции в соответствии с требованиями государственной и межгосударственной систем стандартизации с учетом настоящего Положения.

7.2 ТК 125 проводит работы на основании Программы национальной стандартизации, утвержденной Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии, а также по инициативе отдельных членов ТК. Предложения в Программу национальной стандартизации готовит секретариат ТК 125 с учетом предложений организаций-членов ТК 125, в том числе и тех, что были обсуждены на заседании ТК (см. 6.4).

7.3 В предложения к Программе включают только те темы, для которых определен исполнитель. Если тема включена по предложению какой-либо организации-члена ТК 125, эта организация должна определить источник финансирования работ по теме.

7.4. При включении новых тем в Программу национальной стандартизации секретариат ТК 125 руководствуется следующими приоритетами:

  • гармонизация фонда отечественных и международных (региональных) стандартов в области статистических методов в первую очередь за счет введения (прямого или с дополнениями) международных (региональных) стандартов;
  • разработка новых тем преимущественно с точки зрения возможности их включения в программу работ по международной стандартизации;
  • текущие приоритеты Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в области стандартизации;
  • финансирование разработок стандартов за счет средств заказчика.

7.5 После утверждения Программы национальной стандартизации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии секретариат ТК 125 доводит ее до сведения всех членов ТК, которые в месячный срок обязаны сообщить секретариату, в обсуждении каких вновь включенных проектов стандартов (если такие есть) они готовы принять участие. Секретариат ТК 125 рассылает проект каждого стандарта и другие сопроводительные документы к нему только тем членам ТК 125, которые указали на свою заинтересованность в обсуждении данной темы.

7.6 Согласие члена ТК 125 принять участие в обсуждении проекта стандарта налагает на него обязанность представления по каждой редакции данного стандарта содержательного отзыва*. Неоднократное нарушение членом ТК 125 данного требования дает секретариату ТК право не направлять ему в дальнейшем разработанные проекты стандартов.

7.7 Введение международных (региональных) стандартов в качестве национальных (межгосударственных) осуществляется на основе аутентичных переводов международных (региональных) стандартов, подготовленных секретариатом ТК 125. Как правило, разработка национального (межгосударственного) стандарта путем введения международного (регионального) стандарта осуществляется секретариатом ТК, который на основе аутентичного перевода разрабатывает и рассылает на отзыв 1-ю редакцию проекта стандарта и с учетом полученных отзывов составляет следующую редакцию, которую согласовывает с членами ТК.

7.8 Основным способом рассылки документов, осуществляемой секретариатом ТК 125, является передача их по электронной почте в формате pdf. Отзыв на документ и предложения в адрес секретариата желательно направлять также по электронной почте в формате .doc или .rtf.

8. Финансирование работ

8.1 Финансирование работ, включенных в Программу национальной (межгосударственной) стандартизации, осуществляется за счет средств заказчика (ср. 7.3), Госбюджета и внебюджетного фонда Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.

8.2 Работы членов ТК 125 по составлению отзывов на проекты национальных, межгосударственных и международных стандартов проводятся на добровольной основе и не оплачиваются.

* Отзыв на проект стандарта включает в себя общее заключение по стандарту в целом (проект поддерживается, не поддерживается, требует существенной переработки и замечания по конкретным разделам, подразделам, пунктам, приложениям с предложениями по их устранению.

Мы не гарантируем корректную работу сайта в браузерах Internet Explorer 6 и Internet Explorer 7. Обновите, пожалуйста, Ваш браузер до версии Internet Explorer 8 или до более поздней версии.